О нас Контакты Отчеты ТРК Угрозы Научи хорошему Партнеры

Дистанционное обучение – это виртуальный суррогат, а не обучение

19.06.2020

В середине марта из-за пандемии коронавируса COVID-19 российские школьники были переведены на дистанционное обучение. Начальные и средние классы закончили учебный год досрочно. Отменена была сдача ОГЭ для девятиклассников. На конец июня был перенесен ЕГЭ для одиннадцатиклассников. Внезапный карантин во многом поспособствовал созданию более ясной картины относительно дистанционной формы обучения. Родители и учащиеся увидели наконец воочию все плюсы и минусы «дистанционки». Судя по публикациям в СМИ, по отзывам в социальных сетях, родители просто возмущены до предела. Известно, что в Минпросвещения и Рособрнадзоре сейчас идет активная работа по подготовке законодательной и материально-технической базы для продолжения дистанционного образования: принят закон о дистанционном обучении при ЧС. На рассмотрении Госдумы находятся еще два законопроекта (№ 957354-7 и № 963511-7 ) предполагающие серьезные изменения в ФЗ «Об образовании». Все они в той или иной степени продвигают дистанционное электронное обучение. Тем не менее министр образования Сергей Кравцов успокаивает, что учебный год в школах с 1 сентября 2020 года начнется в очном формате.

Но как все-таки выглядит «дистанционка» на практике, каковы ее особенности, в чем преимущества традиционной системы обучения? Об этом мы попросили рассказать А.А. Генерозова, члена Правления Тюменского родительского комитета, отца восьмерых детей. В ходе беседы были затронуты и другие актуальные вопросы, волнующие родителей. В семье А.А. Генерозова четыре школьника, два студента, старшая дочь учится в аспирантуре, младшая ходит в детский сад.

генерозов.jpg
Андрей Алексеевич Генерозов

Лень, недоразумения, несправедливые оценки, нервы, напрасная трата времени

– Андрей Алексеевич, Вы как родитель поделитесь своими наблюдениями за вашими детьми, как они учились в период карантина? Действительно ли они получили, на ваш взгляд, требуемые знания?

– Дети однозначно выбились из традиционного и органичного режима обучения, к которому привыкли. Не секрет, что внешняя организация, зависимость от строгих внешних обстоятельств лучше мобилизует человека, тем более ребёнка, чем предложение самоорганизовываться, самому выбирать, что и когда делать: когда учиться, когда развлекаться, когда ложиться спать. Практически, это натуральное провоцирование лени. Конечно, какие-то рамки по передаче сделанных работ существовали, но сам домашний режим никак не располагал к обучению. Думаю, в этом со мной согласятся все родители.

Ещё был утрачен немаловажный вдохновляющий фактор – коллективный дух. Когда ты находишься в школе, то ты знаешь, что это такое место, где все учатся, все школьные атрибуты, сами учителя и ученики – твои товарищи – об этом свидетельствуют. И это задействует некие подсознательные ресурсы психики. А когда ты находишься дома, ты – в одиночестве перед лицом «подавляющих учебных заданий», тем более нынешние учебники не отличаются продуманной системностью подачи материала, он затруднён для самостоятельного освоения. А оперативная, непосредственная связь с педагогом тоже затруднена, возникает масса технических недоразумений, недопониманий и, соответственно, взаимных недовольств учеников и учителей.

Из учителей труднее всего, думаю, пришлось классным руководителям, которые выступали координаторами всех этих недоразумений между учениками и специализированными педагогами. Ставятся несправедливые оценки, и их невозможно не только оспорить, но даже выяснить, за что они были поставлены и не по ошибке ли. В свою очередь, и учителя вынужденно перешли и к субъективной подозрительности, и к формализации требований одновременно. Ну как можно отследить добросовестность пересказа текста или стихотворения по присланному видео? С какого раза оно было записано? Не подглядывал ли ученик при пересказе? Как хочешь, так и думай. Из учеников труднее всего пришлось… родителям,  которые выступали главными вдохновителями, побудителями, порой, заместителями своих детей, так как с некоторыми заданиями самим детям без взрослого вмешательства справиться было просто невозможно. И ещё… проклинателями данной системы, которая отняла массу дополнительного родительского времени, физических сил и нервов в нынешней и без того сложной ситуации.

– И каков ваш общий вывод о дистанционном образовании?

– Даже если опустить все эти печальные подробности технической стороны «дистанционки», однозначно можно утверждать, что сам материал по любому предмету был усвоен значительно хуже, чем мог бы, сформировал у некоторых не особо усердных учеников дополнительное отвращение к учёбе. Подлинные креативные учителя почувствовали себя не творцами, а функционерами. А конъюнктурщики ещё раз уяснили то, о чем не раз говорили наши бывшие министры образования Фурсенко и Ливанов: «Нам нужны не творцы и личности, а грамотные потребители» и что ставку надо делать не на качественное и честное образование, а на виртуальный суррогат, ибо будущее – за имитацией, такова система. Чтобы сформировать потребителя не надо «упахиваться».

Кроме того, никто не отменял вреда для глаз и для общего здоровья от дополнительного сидения за компьютером. Когда администрации учебных заведений строго требует от родителей вакцинации и Манту их детей, то обычно «размахивают» СанПиНами. А вот в отношении компьютерного и гаджетного вреда про эти СанПиНы всегда умалчивают. Потому что если их соблюдать, то современную форму обучения, активно использующую компьютер, не говоря уж о дистанционной, где она становится безальтернативным средством, можно смело закрывать!

Подлинное образование – это «здесь», «сейчас» и «лицом к лицу»

– Но, может, есть хоть какие-то плюсы в этой форме обучения?

– Существует такая поговорка: «Нет худа без добра». В нашем земном мире, действительно, в любом добре есть недостатки, а в любом зле можно найти некоторые достоинства, но это вовсе не значит, что сами эти понятия растворяются друг в друге и теряют свой обособленный смысл. «Дистанционка», может быть допустима как дополнение или, в крайнем случае, как временное, форсмажорное, замещение основного, непосредственного, образования, то есть как исключение, подтверждающее общее правило. Полученный всеми нами в последние два месяца опыт однозначно свидетельствует, что основное правило таково: подлинное образование должно быть живым, непосредственным, личным и личностным, неавтоматизированным, человечным. Привязанным к человеческому образу, к цельности его натуры. Иначе оно превращается в фикцию и профанацию! Что такое живое, личное, субъектное образование? Это образование «лицом к лицу». Согласно известному труду социологов Питера Берегера и Томаса Лукмана «Социальное конструирование реальности», естественная социальная реальность отстраивается в точке совмещения трёх позиций: «здесь», «сейчас» и «лицом к лицу». Именно в этой точке присутствует то, что называется харизмой. Личное общение ученика с педагогом есть инициация, толчок для его развития. Я сам с этим неоднократно сталкивался, особенно на экзаменах, естественно – на живых настоящих, когда оригинальность, нестандартность поведения как педагога, так и ученика влияет и на оценку знаний, и на будущее отношение к предмету и учёбе в целом.

Если рассуждать о допустимых вариантах дистанционного обучения, то они были распознаны и раньше. Это вспомогательное средство при различных видах заочной формы образования: например, при дополнительном к высшему, когда у человека уже есть базовое образование и уже сложился навык самостоятельного освоения материала и требуются только координация, небольшие консультации. Или как дополнение к семейной форме обучения. Может быть, ещё в других случаях обучения на дому, когда ученик действительно не может присутствовать на занятиях, а у педагога нет возможности достаточно часто его навещать.

– Как оценивают знакомые вам родители дистанционное обучение?

– Я не встречал таких родителей, которым бы это понравилось.

Систему образования нужно реанимировать

Может, для какой-то категории детей дистанционное обучение и полезно. В первую очередь для тех, кто чувствует себя в школе некомфортно из-за плохого психологического климата.

– Аутические и социопатические наклонности легче формируются в детях, если они окружены гаджетами. Проблема адаптации индивидуума в коллективе –традиционная для общества. Особенно для современного – городского, постхристианского, технократического, информационного. Она вскрывает глубинные проблемы нашей культуры, цивилизации, нашего социума. Эти проблемы надо решать системно и опять же честно, а не скрывая и замыливая их переводом на «дистанционку». Этак и службу в армии можно перевести в дистанционный формат из-за наличия в ней проблемы неуставных отношений. Систему образования нужно реанимировать, восстанавливать её в лучших традициях педагогического мастерства: индивидуальным подходом в сочетании с трудовой и творческой организацией детских коллективов, грамотной и системной подачей теоретического материала «от простого к сложному» а не той теоретической мясорубкой, с которой и взрослые-то не справляются. Имеет значение и формирование взрослых коллективов. Недавно прошедшая оптимизация – слияние школ, а также детсадов, поликлиник и прочих учреждений говорит о том, что вся наша так называемая институционализация теперь посвящена не решению насущных проблем сохранения и процветания суверенного российского общества, а задаче всемирной интеграции, глобальному переустройству мира с совсем иными правилами взаимодействия и иными центрами управления.

Если вернуться к проблеме травли детей в школе, то она очень легко перескакивает из живой жизни в электронный формат – это называется «кибер-буллинг». Раньше можно было поменять класс, школу, в конце концов, уйти на семейное обучение А сейчас, если ребенок окружил себя соцсетями и сжился с ними (а в современной реальности избежать этого очень сложно), то переход на «дистанционку» никак не поможет. Травить можно и дистанционно.

Еще раз о вакцинации школьников

– Осенью ожидают новую волну "пандемии", это значит, что опять всех посадят на карантин, и дети вынуждены будут вновь дистанционно учиться. Мало того, грозятся массово вакцинировать население. Возможно, что до этого не дойдет, тем не менее все равно есть опасения, что невакцинированных детей могут не допускать в учебные заведения, если карантина все-таки не будет. Это означает, что для ряда детей учебный процесс будет опять сорван.

– Вообще, ТРК всегда выступал против принудительной вакцинации. Но сейчас вы затронули очень важную тему: насколько текущие административные и политические действия в отношении нашего народа адекватны и соответствуют реальной эпидемиологической ситуации. Всё большее количество людей – как простых работяг, так и серьёзных, думающих аналитиков – склоняются к мнению, что за завесой борьбы с новым вирусом в условиях, когда гражданская активность населения не просто снижена, а именно подавлена, – в таких тяжелых условиях протаскиваются и спешно узакониваются откровенно дискриминационные глобалистические проекты. Не только по контролю над здоровьем граждан и над их кошельком, но даже по контролю над самой личностью. Тема вакцинации стоит на стыке здоровья и управления поведением людей, как бы кто над этим не смеялся. Я и в прежние времена при номинальной добровольности прививок неоднократно слышал от других родителей: «мы прекрасно знаем о том, что они небезопасны, а порой и вовсе вредны, но мы не можем официально отказываться и воевать с государственной системой, мы бережём наше социальное благополучие и надеемся на лучшее». Не секрет, что у нас очень многое делается «добровольно-принудительно». То есть, когда правоприменительная практика попирает действующие законы и рядовой гражданин не может на них спокойно опереться и оспорить чиновничий беспредел. Вот такая порочная ситуация формирует в человеке ущербную лояльность, боязнь социального кнута, вытравливает из личности его достоинство, ограничивает свободу поведения и мышления, потому, что о некоторых вещах «лучше вообще не задумываться». Вторая и третья волны «эпидемии» не просто предсказаны, они нужны! Чтобы продолжить обезличивание общества, причём во всемирном масштабе. В России вполне могут принять и соответствующие антиконституционные федеральные законы. Дистанционное обучение, ЕФИР уже на пороге, народ при этом в основной массе молчит. Обязательную вакцинацию тоже подадут как исключительное благо. И это, похоже, «съедят». Всё это – следствия деморализации и подавления личностного начала в обществе. Кто ещё чувствует себя человеком? Привыкай к «кнуту»! В общем, много «сюрпризов» впереди. Придётся снова поднимать родительскую общественность, как в своё время – против ювенальной юстиции.

– Спасибо Андрей Алексеевич, за это очень важное интервью. Тюменский родительский комитет еще раз призывает родителей к бдительности, защите своих детей от современных угроз, способных нанести вред их здоровью и развитию.

Подготовила Евгения Тихомирова

Для желающих отказаться от электронной школы - помощь по этой ссылке http://xn--72-jlcykjcm.xn--p1ai/novosti/nashi-publikatsii/dorogie-roditeli-oznakomtes-s-etim-materialom-ne-padayte-dukhom/

Справка:

Роспотребнадзор выпустил новые рекомендации для российских школ:

За каждым классом предлагается закрепить отдельное помещение и не допускать общение учеников из разных классов на переменах.

Группа продленного дня не должна быть объединенной.

Уроки следует начинать в разное время для разных классов.

Предлагается сократить число учащихся в классе, проводить уроки физкультуры на воздухе.

Измерять у всех температуру перед началом занятий.

Дезинфицировать помещения.

Далее рекомендации


Остановим
дистант!
Получать
рассылку
Фотогалерея Видеогалерея
Вторжение уже началось. Как семья станет кормом для НКО
Как семья станет кормом для НКО